Секрет абхазской толерантностиhttp://abkhazworld.com/aw/abkhazians/culture/656-abkhaz-toleranceОпрос населения Абхазии (1997 и 2003) показывает, абхазский народ весьма религиозны. В 2003 году, 60% людей, опрошенных считали себя христианами, 16% мусульман, 8% атеистов и неверующих, 5% язычниками, 3% приверженцев абхазский религии. Свидетели Иеговы и евреи составляли менее 1% каждый, а 6% считают, что это трудно ответить.
Большое число религиозных людей среди населения Абхазии еще не значит, все они глубоко набожные или, по крайней мере, известны очертания религии. Большинство людей заявленного преданность христианству продолжает быть чисто формальными. Просто несколько прихожан идти в церковь даже на самых важных христианских праздников. Между тем, абхазские языческие святилища часто посещают сотни людей.
Разрыв между абхазским народом объявлен вера и реальные религиозными идеи специфичны. Они искренне верят в единого Бога-Творца (Antsea), но они не признают Иисуса Христа как Сына Божьего, ходить в церковь, причащаться или быстро.
Неопределенный статус Православной Церкви в Абхазии является одной из основных причин, которые мешают Православие от завоевывают все более прочные позиции. Сухум-абхазская епархия Грузинской Православной Церкви не было никакого епископа со времен войны 1992-93 годов. Митрополит Даниил (Датуашвили), глава Епархии, которые постоянно проводятся службы для победы грузин были вынуждены бежать в Тбилиси. В результате, руководство Грузии церковь не в состоянии вести работу православных приходов в Абхазии уже более десяти лет.
Русская Православная Церковь (РПЦ), несмотря на большое число россиян, проживающих в Абхазии, продолжает рассматривать местные православные приходы исключительно как часть Грузинской Православной Церкви. Это принципиальная позиция РПЦ была вновь подтверждена в конце июля 2003 года, когда РПЦ Синод принял специальную резолюцию о признании Абхазии в составе канонической территории Грузинской Православной Церкви.
Православные приходы в Абхазии в настоящее время работают без епископа временного Епархиального совета местного православного духовенства. До недавнего времени этот совет отказался признать главенство Грузинской Православной Церкви, в свою очередь, отказался признать его правовую структуру. Таким образом, православные приходы Абхазии остаются вне нормального канонического общения либо с грузинской или русских православных церквей. В результате, большинство православных церквей в Абхазии нет священников.
Примерно то же самое происходит с исламом, что когда-то играл очень важную роль в политической жизни Абхазии (17-18 вв.) Позиции ислама были подорваны массовым уходом из наиболее исламизированных части населения Абхазии в Турцию в конце 19 процентов. и длительный период, когда Абхазия входила в состав Российской империи, а затем СССР.
Существует не одна мечеть в Абхазии на сегодняшний день; те абхазы, которые считают себя мусульманином, не почитают пророка Мухаммеда и подавляющее большинство из них не имеют ни малейшего представления о Коране. Лишь немногие определили Аллах и Бог-Творец Antsea и при этом указано, что "Аллах всех людей Бог" которого они глубоко почитают, но их собственный ангел-хранитель личного (Дыдрыпш, Lykhnykh, Ldzaanykh и т.д.) всегда рядом с ними, тоже.
Мусульманские абхазы не имеют каких-либо ограничений на продукты питания или напитки. Они рассматривают обрезание как нечто неестественное и постыдное. Секрет абхазской веротерпимости в том, что абхазская "христиане" а также "мусульмане" в действительности исповедуют общую религию своих предков.
Зная эти особенности, современные священники Православной Церкви Абхазии платить подчеркнутое уважение к традиционной религии и постоянно посещают самые важные услуги молитвенные в абхазских святилищ.
Дальнейшее развитие конфессиональной ситуации и судьбы Православной Церкви в Абхазии зависит прежде всего от политических факторов. Отсутствие канонической связи между Грузинской Православной Церковью и православными приходами в Абхазии привело к благоприятной ситуации для различных новых религиозных движений в Абхазии. В таких обстоятельствах, мероприятие, направленное на снижении политизации церковной жизни в Абхазии стало особенно актуальным.